ТОП-10 ошибок начинающих предпринимателей | Аудитория

8 (495) 664-45-08 info@au-agency.ru

Услуги

Блог

Главные ошибки начинающих предпринимателей

Время чтения 6 минут
1846
Максим Рачейский
Максим Рачейский
Поделиться

Статистика Bureau of Labor говорит о том, что 2 из 10 новых компаний/предприятий закрываются уже в первый год работ. А для стартапов статистика Startup Genome еще более печальна — 9 из 10 проектов терпят неудачу. При этом и мелкие компании, и крупные предприятия кое-что объединяет — ошибки, которые они совершают в первый год работы. ТОП-10 из них разберем далее.

Отсутствие анализа

Любой бизнес должен начинаться с анализа. Даже перед тем, как продавать горячие пирожки на вокзале (условно), важно понять: действительно ли нужен конкретный продукт конкретной аудитории. Задолго до разработки бизнес-плана и поиска бюджета необходимо проанализировать:

  • Целевую аудиторию;
  • Рынок (спрос на конкретный товар);
  • Конкурентов.

Простой пример: маникюрный салон. Он может приносить огромный доход в небольшом городке, где относительно невысокая конкуренция. Но аналогичный салон может стать убыточным, если открывать его в мегаполисе без определенного конкурентного преимущества.

Плохое понимание продукта

Невозможно продавать то, в чем вы плохо разбираетесь. Допустим, вы решили реализовать пиломатериалы оптом (ниша достойная, стройматериалы всегда востребованы, можно неплохо заработать даже с одной поставки). Но что вы будете делать, если покупатель спросит вас о влажности доски? Или о том, чем брусок отличается от бруса? 

Продукт, который вы планируете продавать, должен быть не только востребованным в конкретном регионе и прибыльным с точки зрения бизнеса, но и понятным для вас. Поэтому и работать лучше по одной из схем:

  1. Выбираете востребованный товар, досконально его изучаете и начинаете работу.
  2. Выбираете товар, который интересен вам, и работаете с ним.

Во втором случае важно учитывать геолокацию развития бизнеса. Как бы вам не симпатизировал триал-спорт, продавать товары для него в Новорыбном вряд ли имеет смысл.

Одной лишь идеи для успешного развития бизнеса недостаточно. Вы же не отправитесь в долгое путешествия, зная точку прибытия, но не изучив предварительно маршрут? Примерно также происходит и с бизнесом. Перед началом его развития важно проложить себе четкий «маршрут».

Бизнес-план — это подробный план вашей предпринимательской деятельности, в котором:

  • Описаны продукт/услуги, которые вы планируете продавать;
  • Рассчитаны необходимые затраты на каждое направление (открытие ИП, закупка товара, продвижение и т.д.);
  • Рассчитана потенциальная прибыль (в лучшем и худшем случае); 
  • Описаны основные цели и задачи компании;
  • Указана последовательность действий, необходимых для достижения цели и т.д.

Бизнес-план позволяет еще до получения статуса юридического лица рассчитать все возможные риски и определить, насколько рентабельным будет конкретный бизнес в принципе. Он же выступает в качестве «путеводителя» и не дает сбиться с намеченного пути.

Важно: Не забывайте учитывать в бизнес-плане издержки, характерные для организации самого бизнеса. Так, покупка кассового аппарата для торговли обойдется примерно в 20 000 руб. А страховые взносы для ИП необходимо оплачивать на год вперед.

Составить бизнес-план можно самостоятельно. Сверхъестественных знаний для этого не нужно. Достаточно проанализировать текущую ситуацию на рынке, основных конкурентов, сравнить цены. Если бюджет позволяет, можете доверить составление плана экономисту.

Размытые условия партнерства

Если вы открываете свое дело в партнерстве с другим человеком, то еще на старте проекта обсудите:

  • сколько каждый из вас вкладывает в общее дело;
  • в каком процентном соотношении будет распределяться прибыль;
  • кто каким направлением будет заниматься;
  • как будет разделен бизнес в случае разногласий;
  • как вы поступите при условии, если проект окажется убыточным.

Желательно при открытии бизнеса заключить партнерское соглашение. Такой документ позволяет установить отношения между партнерами. В том числе — и при условии неудач в бизнесе. В России сегодня многие относятся к заключению партнерского отношения с презрением, примерно также, как и к брачному договору. Как результат — разногласия, которые мешают успешному развитию бизнеса и в конечном счете ведут к разрушению последнего  Поэтому игнорировать такой документ не стоит. Его заключение абсолютно нормально и адекватно для людей, которые хотят построить успешное дело.

Поспешные действия

Когда бизнес-план готов, можете приступать к началу реализации идеи. Но делать это необходимо осторожно. Ошибка большинства начинающих предпринимателей заключается в излишней поспешности действий. Они с энтузиазмом:

  • открывают ИП;
  • нанимают бухгалтера;
  • арендуют огромное помещение;
  • заказывают большую партию товара.

Вместо таких действий в начале пути необходимо:

  • протестировать свою бизнес-идею;
  • начать продажи с небольших объемов;
  • минимизировать затраты.

Предпринимать решительные действия надо. Но не стоит бросаться в омут с головой. Успешный бизнес — это осторожный бизнес. Вместо того, чтобы закупать целую фуру картофеля для оптовой продажи, обзвоните сперва потенциальных покупателей и отправьте на оптовый рынок небольшую партию продукции для пробной продажи.

Завышенные ожидания

Бизнес должен и может приносить хорошую прибыль. Но приготовьтесь к тому, что это будет не сразу. Многие предприниматели опускают руки уже через месяц продаж, потому что не видят на своем счету миллионы.

Интересно: Люди готовы тратить 5 лет на обучение и еще 5 лет на заслуженное повышение. Но мало кто готов тратить 1 год на развитие своей компании.

Собственный бизнес начинает приносить прибыль только через несколько месяцев после запуска проекта. Поэтому изначально настраивайте себя на то, что первое время придется хорошенько поработать.

Недостаточная финансовая грамотность

Любой бизнес — это продажи. И прибыль вы получаете в виде разницы между расходами и доходами. Но таких знаний недостаточно для успешного развития компании. Начинающий предприниматель должен уметь:

  1. Отслеживать финансовые потоки (на что тратится основная часть бюджета, откуда идет прибыль);
  2. Проводить базовую финансовую аналитику (как расходы могут быть оптимизированы, какое место на рынке занимает компания, какие риски могут привести к снижению прибыли);
  3. Формировать план движения денежных средств и контролировать оборотный капитал (отслеживать и учитывать перераспределение денег, кредиторских и дебиторских задолженностей и т.д.).

Чтобы выполнять такие задачи, абсолютно необязательно быть профессиональным финансовым аналитиком с многолетним стажем. Достаточно знать, что такое ДДС и PNL, уметь работать с сервисами финансового учета и EXCEL.

Лишние расходы

Низкая финансовая грамотность влечет за собой еще одну проблему многих начинающих предпринимателей — лишние траты. Например, вы планируете открыть собственную студию дизайна, предоставляющую услуги в онлайн-формате, и еще до первых заказов покупаете самое дорогое оборудование, арендуете офис в центре города, заказываете услуги клининга для уже арендованного помещения. Без всех этих составляющих можно обойтись. Покупное оборудование можно заменить на арендованное (чтобы понять в принципе, имеет ли смысл тратиться на дорогую технику). А вместо шикарного офиса в центре города можно снять небольшое коммерческое помещение в менее пафосном районе. На работе вашей компании такая «экономия» никак не скажется. Зато она существенно сократит общие расходы и поможет протестировать бизнес-идею без особых финансовых потерь.

Вот еще некоторые вещи, на которые начинающие предприниматели напрасно тратят огромную часть бюджета в начале развития компании:

  • визитки;
  • корпоративные товары (форма, канцтовары);
  • новая мебель для оснащения офиса/предприятия;
  • ненужная техника (например, кофемашина или ультрамодные светильники).

Тратить деньги нужно. Но только на то, что будет работать на развитие бизнеса. Вряд ли кофемашина позволит вам охватить большую аудиторию потенциальных клиентов. А вот качественный маркетинг — очень даже поможет это сделать.

Игнорирование digital-маркетинга

Огромной проблемой многих предпринимателей (причем не только начинающих) в нашей стране является принципиальное игнорирование digital-маркетинга. Причина — в излишней уверенности в уникальности своего продукта. Перед развитием бизнеса корону с головы придется снять. Даже мировые бизнес-гиганты ежемесячно вкладывают миллионы в digital-продвижение. И если вы хотите создать действительно успешное дело, то вам тоже придется продвигаться в интернете.

Базовый «набор» для старта проекта включает:

  • Страничку в социальных сетях;
  • Сайт;
  • SMM;
  • Таргет;
  • SEO.

С первым пунктом вы прекрасно справитесь самостоятельно. Для остальных необходимы услуги соответствующих специалистов. На их работу можно потратить те деньги, которые вы откладывали на визитки или супер-удобное компьютерное кресло. В перспективе работа SMM- и SEO-специалистов принесет вам куда больше прибыли и пользы, чем дорогая мебель.

Желание делать все самостоятельно

Многие стартапы погубила одна простая фраза «Хочешь, чтобы всё было сделано хорошо – сделай сам!». Она актуальна для быта или для учебы. Но никак не для бизнеса. Вы не сможете самостоятельно и перевозить товар, и продавать его, и подавать отчеты в налоговую. А если и сможете, то каждое из этих дел будет выполняться вполсилы.

Совет: Прочтите «Квадрант денежного потока» Р. Кийосаки. Здесь на понятном языке говорится о распределении ролей и о том, почему не стоит «делать все самому».

Если у вас есть возможность, старайтесь максимально делегировать задачи. Необязательно нанимать штатных сотрудников. Это могут быть специалисты, работающие на аутсорсе, наемные водители, фрилансеры и т.д. Определите зону ответственности каждого подопечного и начните заниматься тем, в чем хорошо разбираетесь именно вы (например, поиск новых поставщиков или развитие компании).

Бизнес без ошибок невозможен. Все предприниматели сталкиваются с трудностями. Разница заключается лишь в том, кто насколько готов к проблемам. Изучите описанные выше ошибки, учтите их при развитии своего дела и не бойтесь действовать. 

Сопутствующие услуги
Подпишитесь
Делимся своими знаниями про разные способы ведения бизнеса, про то как улучшить конверсию и многое полезное

    Отправляя форму, ты соглашаешься с политикой конфиденциальности

    Читайте также